В последнее время все большую популярность приобретает такое понятие как Management 3.0. В Европе проходит много семинаров и тренингов на эту тему а, в онлайн-пространстве большое количество длинных и не очень дискуссий.

Что такое Management 3.0? И какие его отличие от версии 2.0 или даже 1.0?

Это те вопросы, которые у меня возникли и на которые я попытался найти ответ пообщавшись с европейскими коучами, такими как Алекс Кува (Alex Cuva) и Ив Зиеба (Yves Zieba), а так же посетив несколько встреч посвященных Agile и Lean, где была затронута и эта тема в том числе.

Мнения были очень разными. Начиная от самых скептических — мол ничего принципиально-нового, просто звучит красиво и ново. Но люди хватаются за головы и думают, куда делись предыдущие две версии, чувствуют себя безнадежно отставшими чем пользуются коучи чтобы побольше продать тренингов. И заканчивая искренней убежденностью в том, что это единственный путь развития в управлении организациями, процессами и проектами.

Основываясь на всем услышанном, обговоренном и прочитанном постараюсь быть максимально объективным и кратко и изложить свое понимание.

Management 3.0 — это адаптация и применение принципов Agile в общем менеджменте.
Уже не новость, что Agile-принципы применяются в проектах, не связанных с разработкой программного обеспечения (и успешно), и вот теперь дошла очередь до общего менеджмента.

А в чем же разница с “предыдущими” версиями менеджмента?

В так называемом Менеджменте 1.0 все завязано на начальнике (менеджере?), который раздает команды и контролирует исполнение.
Коммуникации однобокие — поступает команда и после получения отчета об исполнении или не исполнении и принимаются соответствующие меры или корректировки.
Организационная структура имеет четкую иерархию.

Менеджмент 2.0 ассоциируется с применением практик постоянного усовершенствования, оптимизации налаженных процессов, улучшения качества, а так же открытость в общении с конечным пользователем и прочее.
Связь двусторонняя, идет диалог между руководителем и командой/подчиненным, которые обладают большим полномочиями и способностью влиять на решения.
Организационная структура напоминает матричную.

Management 3.0 представляет собой комплексную адаптивную систему, которая не имеет какой-то постоянной и четкой структуры.
Как тут не вспомнить Великого мастера:

“Be water, my friend” — Bruce Lee

Основной составляющей Management 3.0 является САМООРГАНИЗАЦИЯ, которая была позаимствована у Agile.

В условиях, когда растет объем информации, необходимой для принятия решения максимально быстро и появляются распределенные команд, работающих над одним целями и прочих ограничениях, наиболее эффективно адаптируются и выполняют поставленные задачи команды, обладающие навыком самоорганизации.

Понятно, что самоорганизация не приходит по щелчку пальцев. Коллектив или команда должны пройти определенный путь, похожий на формирование SCRUM-команды, чтобы достичь этого. Должны быть наработаны специальные навыки, такие как самодисциплина, проактивность, лидерство и пр. Но это уже отдельная тема разговора.

Возвращаясь к Management 3.0 надо сказать, что воспринимать его надо как философию, очень интересную, свежую но требующую какого-то времени, чтобы устояться и накопить достаточное количество успешных кейсов и дальнейшего превращения в однозначно понятный фреймворк.

Даже после этого, Management 3.0 стоит рассматривать как один из путей развития но не единственный. Возможно, Ваш бизнес в заданном окружении максимально эффективно работает по версии Management 2.0 или 1.0.

В заключении хочу поделится ссылками на материалы, которые мне показались интересными и полезными для понимания концепции Management 3.0:

  • Management 3.0: The Era of Complexity
  • Management 3.0 — Complexity Thinking
  • Management 3.0 in 50 minutes

 

Удачи!